журнал "Национальная оборона", сентябрь 2009/2

Приоритет – Российской армии
Благодаря ВВС и концерну ПВО «Алмаз-антей», Московский авиационно-космический салон обрел новое лицо

В ходе девятого авиасалона МАКС-2009, проходившего в Жуковском с 18 по 23 августа, были подписаны соглашения о приобретении авиатехники на общую сумму 120 млрд. рублей. При этом как минимум 80 млрд. рублей пришлось на контракты, заключенные ВВС России с производителями авиатехники и вооружения. Таким образом, МАКС-2009 прошел под знаком российской боевой авиации, которая в ближайшей перспективе претерпит первое серьезное обновление парка самолетов с момента развала СССР.
Пополнение российских ВВС новыми самолетами прервалось еще в середине 90-х годов прошлого века. Так, если в 1992 г. ВВС получили 67 новых самолетов, то в 1995-ом – уже ни одного. Новые закупки начались лишь в последние годы: были заключены контракты на приобретение 32-х фронтовых бомбардировщиков Су-34 и 12-и учебно-тренировочных Як-130, которые пока имеются в ВВС лишь в единичных экземплярах.
До сих пор основным источником обновления парка самолетов для ВВС была модернизация. В настоящее время запущены программы обновления таких машин, как Су-27, Су-24М, Су-25, МиГ-31, Ту-22МЗ, Ту-95МС, Ту-160, А-50 и Ил-76ТД. В результате этих работ к настоящему времени ВВС получили около 45 Су-27СМ, около 25 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2, около 15 штурмовиков Су-25СМ. Однако 2009 г. должен стать тем рубежом, после которого получение ВВС РФ новой авиатехники действительно приобретет массовый характер.
Как сообщил в ходе салона МАКС-2009 и.о. начальника вооружения ВВС РФ генерал-майор Олег Бармин, в 2009 г. ВВС должны закупить более 80 образцов новых самолетов и вертолетов. По его словам, на этапе ремонта и модернизации в настоящее время находится свыше 200 единиц авиатехники, ремонтируется более 800 двигателей в год. Олег Бармин сообщил также, что в настоящее время в строй вводятся четыре новых образца авиатехники. Уже начаты поставки в строевые части вертолетов Ми-28Н и до конца года планируется перевооружить на этот тип машин как минимум одну эскадрилью. В 2009 г. начинаются поставки установочной партии Ка-52 и планируется завершить испытание этого вертолета в полном объеме, в училища начнут поступать учебные вертолеты «Ансат-У» – первый из них получит Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.
Существенные изменения в доступные широкой общественности планы развития российских ВВС были внесены в первый день работы авиасалона МАКС-2009. Как известно, 18 августа были подписаны три госконтракта, в соответствии с которыми фронтовая авиация в период с 2010 по 2015 гг. включительно должна получить 48 многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35С, в 2009-2011 гг. – двенадцать Су-27СМ, а до конца 2011 гг. – четыре Су-30М2. Поставку ВВС 64 новых самолетов планируется осуществить в дополнение к существующему гособоронзаказу.
Надо отметить, что в случае Су-27СМ речь идет не о модернизации строевых машин, которая осуществляется в соответствии с трехлетним контрактом, действие которого заканчивается в этом году, а о достройке самолетов из задела Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А. Гагарина. Всего у КнААПО имеется около двух десятков недостроенных Су-27. Четверка Су-30М2 достанется ВВС РФ в наследство от одного из экспортных контрактов. Это приобретение можно назвать несколько сомнительным – ведь ВВС не планирует, во всяком случае – пока, дальнейших закупок двухместных многоцелевых истребителей. Определяющим фактором расширения авиационной составляющей ГОЗ за счет четырех Су-30М2, очевидно, является стремление поддержать стратегически важное авиастроительное предприятие в тяжелое время кризиса еще до начала серийного производства Су-35 и ПАК ФА.
Весьма важно, что Россия стала первым покупателем истребителя поколения «4++» Су-35, хотя создавался он в основном в расчете на экспортные контракты. Это своего рода знаковое событие, свидетельствующее о том, что кончилась эпоха преимущественно экспортной ориентации российского ОПК, когда «оборонка» в условиях минимального или вообще отсутствующего госзаказа вынуждена была активно вооружать самым современным оружием армии иностранных государств. В ВВС РФ Су-35 будет самым совершенным многофункциональным истребителем до появления самолета пятого поколения ПАК ФА. С точки зрения экспорта принятие на вооружение ВВС РФ Су-35 – событие также весьма позитивное. Ведь на мировом рынке продукции военного назначения традиционно лучше воспринимаются образцы, уже имеющиеся в собственной армии страны-экспортера.
Строго говоря, подписание контрактов на 64 самолета Су-35 между ВВС и АХК «Сухой» не является сенсацией. О том, что фронтовая авиация пополнится этими машинами, Владимир Путин заявил еще в мае этого года в ходе посещения КнААПО, которому и предстоит построить все 64 новые машины. Ранее, в марте этого года начальник вооружения ВС РФ, заместитель министра обороны генерал армии Владимир Поповкин говорил о том, что по итогам анализа «пятидневной» войны с Грузией Минобороны наметило ряд первоочередных задач, направленных на усиление группировки ВС РФ в южных регионах России, среди которых, в частности, была упомянута дополнительная закупка самолетов МиГ-29, Су-27СМ и Су-30М2. Однако официальное оформление контрактов на приобретение дополнительных самолетов решили приурочить к авиасалону МАКС-2009, что следует признать вполне удачным ходом. Что касается упомянутых Владимиром Поповкиным «сверхштатных» МиГ-29, то в данном случае, по всей видимости, имеются ввиду 24 МиГ-29СМТ, доставшихся ВВС РФ после срыва небезызвестного контракта с Алжиром. Как сообщил в ходе салона МАКС-2009 генерал-майор Олег Бармин, первые МиГ-29СМТ уже поступили на вооружение авиабаз в Курске и Липецке. Бармин отметил, что после того, как авиаторы оценят в эксплуатации новые многофункциональные «МиГи», будет принято решение о дальнейшей закупке подобных машин. Предполагается, что всего ВВС РФ могут получить около 30 таких машин. По словам и.о. начальника вооружения, в среднесрочной перспективе будет рассматриваться вопрос и о закупке МиГ-35.
В числе других перспективных проектов ВВС, озвученных Олегом Барминым, можно отметить планируемое увеличение заказа на Як-130 до 100 единиц (сейчас в гособоронзаказе предусматривается приобретение 72 самолетов), а также начало закупок в ближайшие два года средних многоцелевых вертолетов Ка-60 «Касатка». Его непосредственный начальник – главком ВВС Александр Зелин заявил, что в перспективе планируется заключить долгосрочный контракт на модернизированный вариант «Ночного охотника» – вертолет Ми-28НМ. От базовой машины он будет отличаться возможностью применения управляемого оружия круглосуточно и во всех метеорологических условиях, в том числе и в облаках. Также Ми-28НМ получит новый комплекс оружия, который позволяет поражать цели, не входя в зону действия ПВО малой дальности. Александр Зелин не исключил, что некоторое количество ранее выпущенных Ми-28Н также будет доведены до уровня Ми-28НМ в том случае, если такая модернизация будет признана экономически целесообразной.
Еще один амбициозный проект ВВС – модернизация перехватчиков МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ. По словам Зелина, ВВС РФ будут насчитывать до девяти эскадрилий таких машин (то есть, около 100 самолетов). В ходе модернизации повышаются боевые возможности БРАС с ФАР «Заслон», в номенклатуру бортового вооружения вводятся новые ракеты большой, средней и малой дальности, совершенствуется навигационное оборудование, кроме того, МиГ-31БМ получает возможность совершать посадку на любом (в том числе гражданском) аэродроме.
Что касается будущего боевой авиации – самолета пятого поколения, то, как заявил Александр Зелин, начались статические испытания второго образца перспективной машины, а в воздух ПАК ФА поднимется в ноябре 2009 г.
Эхо минувшей войны
В отличие от соглашений о закупку новых самолетов, достигнутых в первый день работы МАКСа, подписание 21 августа главкомом ВВС Александром Зелиным и генеральным директором Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борисом Обносовым ряда двухлетних контрактов на поставку более 14 наименований авиационных средств поражения оказалось действительно неожиданным. Сумма сделки составляет около 6 млрд. рублей. Как сообщил генерал-полковник Зелин, оружие, которое получит ВВС, предназначено как для новых самолетов, так и для модернизированных строевых машин, в частности для перехватчиков МиГ-31БМ. Речь идет как о ракетах класса «воздух-воздух», так и об очень широком спектре авиационного оружия, предназначенного для нанесения поражения наземным и морским объектам. По словам главкома, ВВС приобретает ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31 и ее модификации, Х-35, ракеты класса «воздух-воздух» Р-77, а также другие изделия, названия которых не разглашаются. Борис Обносов уточнил, что средства поражения, которые в ближайшие два года получат ВВС, позволяют в полной мере реализовать возможности БРЭО новых многоцелевых самолетов. Новые АСП обладают такими свойствами, как всеракурсность, всепогодность и круглосуточность применения, помехозащищенность, повышенная мощность боевой части.
Александр Зелин также отметил, что в настоящее время в стадии завершения находятся некоторые очень успешные разработки, которые испытываются ВВС. И помимо заключенных на МАКСе контрактов, в 2009 г. ВВС получат новое авиационное вооружение двадцати наименований, изготовленное как на предприятиях Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», так и другими фирмами, работающими по этой тематике.
Обновление арсеналов ВВС РФ связано, конечно, не только с приобретением новых самолетов. В заключенных и готовящихся контрактах явно проглядывают следы осмысления результатов прошлогодней войны с Грузией, в ходе которой ВВС (как, впрочем и вся группировка ВС РФ) большую часть задач вынуждена была решать за счет неуправляемого оружия, а самым эффективным решением по разгрому грузинских ВМС стало непосредственное уничтожение катеров у причалов силами спецподразделений ВДВ. В кругах, близких к ОПК, ходят слухи, что в августе прошлого года некоторые предприятия по просьбе ВВС снимали с экспортных контрактов противорадиолокационные ракеты, необходимые летчикам для подавления средств грузинской ПВО. Это свидетельствует о том, что ситуация с современным авиационным вооружением в ВВС сложилась катастрофическая.
На минувшем МАКСе на стенде Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» демонстрировались одновременно семь абсолютно новых изделий, кроме того, можно было ознакомиться с характеристиками трех ракет, впервые продемонстрированные на московском авиакосмическом салоне два года назад. Наиболее современными изделиями Корпорации на сегодняшний день являются ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД и РВВ-МД.
РВВ-СД – ракета средней дальности. Она предназначена для поражения любых воздушных целей, в том числе, крылатых ракет, в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности, в том числе с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл». Она имеет инерциальное с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. Боевая часть – стержневая, мультикумулятивная. Пуск может осуществляться на дальности до 110 км в передней полусфере и до 3 км – в задней.
РВВ-МД – ракета малой дальности и ближнего высокоманевренного воздушного боя. Она обладает теми же условиями применения, что и РВВ-СД, предназначена для поражения самолетов и вертолетов. РВВ-МД имеет повышенную помехозащищенность, в том числе от оптических помех. Для наведения на цель применяется двухдиапазонная инфракрасная ГСН, ракета имеет систему комбинированного аэрогазодинамического управления. Максимальная дальность пуска в передней полусфере составляет 40 км, минимальная в задней полусфере – 300 метров. Разработчиком и производителем обеих ракет является входящее в Корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» ГосМКБ «Вымпел» имени И.И. Торопова».
В целом, по оценке генерального директора Корпорации, «Тактическое ракетное вооружение» к сегодняшнему дню вышло на тот уровень, при котором производящееся здесь оружие не уступает по характеристикам лучшим образцам западных авиационных средств поражения.
Параллельно с совершенствованием модельного ряда ракет и бомб для самолетов четвертого поколения, Корпорация ведет работу и над созданием бортового вооружения для самолета пятого поколения. Как заявил Борис Обносов, «когда появится носитель первого этапа в 2011 г., я надеюсь, что все те средства поражения, которые предусмотрены программой его создания, будут вовремя предоставлены для проведения госиспытаний».
Еще одна перспективная тема для специалистов, разрабатывающих авиационное вооружение – ракеты, имеющие гиперзвуковую скорость. По мнению Бориса Обносова, работа в этом направлении позволит технически и технологически вывести российскую промышленность на принципиально новый уровень развития, поскольку по сложности поставленной задачи создание гиперзвуковых летательных аппаратов сопоставимо с запуском первого человека в космос. Ведь гиперзвук – это всеобъемлющая тема, она предполагает создание новых двигателей, нового топлива для них, новых материалов, новой бортовой электроники, новых боевых частей. Речь в данном случае идет о скоростях в 12-14 М. Такое оружие предполагает совершенно новые условия его применения. В России пока есть определенный задел по этой теме и сейчас главное – не упустить время. «Мы работаем, – заверил Борис Обносов, – и в ближайшем будущем результаты будут».
Выездная сессия
По традиции весьма обширную экспозицию на салоне 2009 г. развернул Концерн ПВО «Алмаз-Антей». В выставке приняли участие более 20 предприятий, входящих в Концерн. Свою продукцию военного назначения представили ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», ОКБ «Новатор», ОАО «ИЭМЗ «Купол», ОАО «УМЗ», ОАО «ВНИИРТ», ОАО «РИРВ», ОАО «ЗРТО», ОАО «НИЭМИ», ОАО НПО «ЛЭМЗ», ОАО «НПО «Стрела», ОАО «МНИИРЭ «Альтаир» и другие разработчики и производители систем и средств ПВО, информационных средств различного назначения и базирования, средств управления и связи, современной навигационной техники. На демонстрационных площадках «вживую» можно было увидеть элементы зенитной ракетной системы С-300ПМУ2 «Фаворит», боевую машину из состава ЗРК «Тор-М2Э», самоходную огневую установку из состава ЗРК «Бук-М2Э», ЗРПК «Тунгуска», а также автоматизированную систему управления «Байкал-M1», комплекс средств автоматизации «Универсал-1Э», РАС «Противник-ГЕ», РАС «Аистенок». Впервые на МАКС-2009 была выставлена выпускаемая ФНПЦ «ННИИРТ малогабаритная РАС 1Л122Е в двух комплектациях.
Надо отметить, что экспозиция Концерна на открытых площадках и на стенде была хоть и весьма богатой, но, в целом, вполне традиционной. Однако именно к МАКС-2009 специалисты Концерна приготовили для заинтересованных представителей армий из стран Арабского Востока, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также для журналистов настоящий подарок – поездку на полигон Капустин Яр, где 20 августа состоялись показательные боевые стрельбы ЗРК «Тор-М2Э». Пуски были проведены средствами ПВО Сухопутных войск ВС РФ по инициативе Концерна ПВО «Алмаз-Антей», и госкомпании «Рособоронэкспорт» по согласованию с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.
Напомним, что зенитный ракетный комплекс «Тор-М2Э» впервые был презентован на прошлом МАКСе в 2007 г. Боевые возможности этого ЗРК, разработанного ОАО «НИЭМИ» и производящегося Ижевским электромеханическим заводом «Купол», по сравнению с предшественником «Тор-M1» возросли более чем в два раза. Все процессы обработки информации и боевой работы максимально автоматизированы: комплекс может одновременно сопровождать 144 цели, анализировать воздушную обстановку и автоматически выбирать для обстрела целей наиболее опасные объекты. В рамках подразделения боевые машины могут работать согласованно, распределяя между собой цели. Повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Высокий уровень автоматизации позволил сократить расчет комплекса до трех человек: командира, оператора и механика-водителя. «Тор-М2Э» является многоканальным и может одновременно обстреливать четыре разные цели – это уникальное качество в классе ЗРК малой дальности. Именно эта возможность «Тора» и была продемонстрирована в ходе стрельб на полигоне Капустин Яр: с интервалом в 2 секунды расчет боевой машины успешно поразила летевшие на высоте тысяча метров четыре ракеты-мишени «Саман» по мере их вхождения в зону поражения.
Как и в случае с Су-35, новый ЗРК сначала поступит на вооружение Российской армии, а затем – иностранных заказчиков. Его поставки будут осуществляться батарейными комплектами. Первым зарубежным заказчиком комплекса может стать Кипр.
Ну а что касается организованной Концерном ПВО «Алмаз-Антей» экскурсии на стрельбы в Капустин Яр, хочется надеется, что такие «выездные сессии» станут традиционными для авиасалона МАКС, превратив¬ись в его «изюминку».