История

     Акционерное общество «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» создано 18 ноября 1949 года в результате реорганизации авиационного завода № 43. Часть конструкторов и производственников конструкторского бюро завода во главе с главным конструктором Иваном Ивановичем Тороповым была переведена на территорию бывшего авиационного завода главного конструктора И.О. Сухого в Тушино. Предприятие получило название «Завод опытного вооружения №134». Основным направлением его было проектирование и изготовление опытных образцов стрелково-пушечного и бомбардировочного вооружения для фронтовой авиации.
     Используя накопленный в годы Великой Отечественной войны опыт, коллектив КБ менее чем за год создал первую отечественную комплексную систему огневой защиты ПВ-20 для самолета-бомбардировщика Ту-4. В состав системы входили прицельные станции, установки пулемётно-пушечного вооружения и агрегаты дистанционного управления ими. За разработку ПВ-20 Иван Торопов и другие ведущие специалисты предприятия в 1950 году удостоены Государственной (Сталинской) премии СССР, большая группа конструкторов награждена правительственными наградами.
     В 1953 году была завершена работа по типовым агрегатам ПБД, МВН и БК бомбардировочного вооружения внутрифюзеляжной подвески бомб. А в 1955 году были сданы в производство комплексы бомбардировочного вооружения для самолетов Ту-16 и Ту-95.
     Одновременно с разработкой пулемётно-пушечного вооружения специалисты конструкторского бюро начали отрабатывать новое направление – разработку ракет класса «воздух – воздух». Период 1950-х – 1960-х гг. характерен началом бурного развития реактивной истребительной и бомбардировочной авиации. Конструкторам пришлось столкнуться с новыми, специфическими условиями эксплуатации и применения систем вооружения, связанными с резким увеличением высоты и скорости полета самолетов. На стволы пулеметов, пушек и подвешенные к самолетам бомбы действовали значительно большие аэродинамические нагрузки, в связи с чем эффективность традиционных видов вооружения значительно снизилась. Все эти факторы повлияли на решение Ивана Торопова о переходе на новый вид вооружения - ракетную технику.
     В целях реализации этого решения на предприятии началось создание мощных конструкторских и теоретических подразделений, лабораторной и испытательной базы. Кроме этого главный конструктор добивается разрешения о привлечении конструкторов обычного авиационного вооружения, способных перейти на разработку авиационного и зенитного ракетного оружия. Костяк их составили более 100 молодых специалистов – выпускников различных профильных вузов.
     Экспериментальные исследования в области проектирования и создания ракет класса «воздух-воздух» в КБ начались в 1954 году. Тогда же конструкторское бюро получило задание на проведение работ по созданию ракеты К-7 для перспективного скоростного перехватчика Т-3 «ПО Сухого». С целью изучения и накопления опыта на предприятии было организовано производство небольшой партии ракет малой дальности класса «воздух-воздух» К-5, разработанной КБ-1 в 1951 – 1952 гг. для единственного в те годы реактивного истребителя МИГ-15.
     В рамках одного проекта разрабатывалась не одна ракета К-7, а сразу несколько её модификаций, объединенных общим индексом и двигателем ПРД-21. Образцы К-7Л, К-7ЛВ, К-7М, К-7СТ, К-7С-3 создавались для различных целей и условий применения.
     Уже тогда конструкторами завода № 134 серьезно рассматривался вопрос о компоновке ракеты по принципу модульности, что впоследствии стало своеобразной визитной карточкой предприятия. Однако, из-за различных причин дальнейшая разработка К-7 была прекращена. Тем не менее, приобретенный опыт особенностей проектирования по нескольким направлениям использовался во всех последующих проектах предприятия. Многие разработки того времени заложили теоретическую и техническую базу КБ для освоения специальных областей ракетостроения. Так, в 1955 г. началась разработка радиолокационных головок самонаведения РГС-56, 57, 58, 59 для ракет класса «воздух-воздух».
     В этот же период руководство приступило к реорганизации электроотдела, в котором были сформированы бригады по разработке первичных источников энергии, электроэнергетического и газодинамического оборудования. Позднее была образована бригада гидропривода.
     Первой ракетой класса «воздух-воздух», разработанной коллективом, стала К-13. История её создания достаточно интересна. Осенью 1958 года во время китайско-тайваньского военного конфликта была обнаружена новейшая американская управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер». Решением Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 года для изучения фрагментов ракеты в КНР была направлена группа специалистов (31 человек из 17 организаций) во главе с Иваном Тороповым. В конце ноября вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об изготовлении аналогов ракеты.
     Работа была завершена менее чем за год. Уже 21 октября 1959 года был выполнен первый пробный пуск К-13, а 1 декабря – боевой пуск по радиоуправляемой мишени МиГ-15. Серийное производство ракеты под обозначением Р-3С было организовано в 1960 году. Она входила в боекомплект истребителей МиГ-19ПГ, МиГ-21, МиГ-23, Су-20, Як-28П. Р-3С. Её модификации Р-13Р, Р-13М, Р-13М1 в период с 1960 по 1965 гг. производились в Чехословакии, Польше, Индии, Китае и находились на вооружении ВВС этих стран.
     Одновременно с проектом Р-3С в 1958 году началась работа над первой отечественной самонаводящейся ракетой ЗМ9 войскового зенитного ракетного комплекса «Куб», предназначенного для обороны войсковых соединений на поле боя от самолетов, летящих на малых и средних высотах. Эта модель была первой самостоятельной разработкой предприятия, доведенной до серийного производства, в которой практически все элементы были сконструированы на уровне изобретений без использования каких-либо прототипов. В процессе создания ракеты специалисты завода впервые в мире применили двигатель нового типа – комбинированный ракетно-прямоточный двигатель (КРПД).
     В 1961 году конструкторское бюро возглавил главный конструктор Андрей Леонидович Ляпин. Под его руководством продолжались работы над семейством ракет класса «воздух-воздух» – Р-ЗР, Р-23, Р-24, Р-73, Р-27Р, Р-27Т, Р-33.
     В течение 1961 года закончились работы над ЗМ9, которая в этом же году была принята на вооружение и запущена в серийное производство. По своим конструктивно-техническим характеристикам она оказалась настолько удачной, что уже более 30 лет состоит на вооружении Российской армии и армий более 25 стран мира в составе ЗРК «Куб» («Квадрат») системы ПВО сухопутных войск. В период с 1958 по 1983 год было создано 7 модификаций 3М9 для комплексов «Куб» и «Бук-1».
Несмотря на стремительное развитие ракетного вооружения, коллектив КБ продолжал работы по совершенствованию стрелкового и бомбового вооружения для отечественной фронтовой авиации. В 1963 году завершились работы по комплексу бомбового вооружения (БВ-ПЛО) для противолодочного самолёта Бе-12. А через два года были готовы к эксплуатации комплексы БВ-ПЛО для вертолёта Ка-25 и самолёта Ил-38, а также комплекс стрелково-пушечного вооружения СПВ-90А-037 для самолёта Ту-95. В этом же, 1965 году, закончилась разработка ракеты Р-3Р, которая была принята на вооружение в сентябре 1967 года.
     В 1967 году «Завод опытного вооружения №134» был переименован в Машиностроительный завод «Вымпел» (МЗ «Вымпел»). Завершилась разработка комплекса бомбового вооружения (БВ-ПЛО) для противолодочного самолёта Ту-142. А 7 ноября 1967 года ракета 3М9 в составе ЗРК «Куб» впервые продемонстрирована на военном параде на Красной площади. Лучший в то время ракетный комплекс произвёл неизгладимое впечатление на иностранных журналистов и военных.
     Следующей ракетой, созданной в КБ, стала ракета Р-23 для истребителя МиГ-23. Эта модель, работы над которой начались в 1970 году, проектировалась с двумя сменными головками самонаведения - полуактивной радиолокационной (Р-23Р) и тепловой (Р-23Т). Это был первый практический опыт создания ракеты модульной конструкции по единой аэродинамической схеме. В ходе отработки Р-23 определились перспективы существенного повышения дальности пуска за счет совершенствования радиолокационной ГСН.
     Одновременно с Р-23 разрабатывались первая специализированная ракета для ближнего боя Р-60 и Р-33 для истребителя-перехватчика МиГ-31. Кроме этого, в 1970 году был готов к эксплуатации комплекс бомбового вооружения второго поколения для самолета Су-24 (М).
     К ракете большой дальности Р-33 изначально предъявлялись достаточно жёсткие условия. Она должна была обеспечить поражение самолетов противника до того, как они выпустят крылатые ракеты, а также уничтожение этих ракет после пуска. Дальность полета такой ракеты должна быть не менее 100 км. Коллектив КБ решил ряд сложных научно-технических проблем. В частности, было освоено изготовление элементов конструкции ракеты из стойких к высоким температурам титановых сплавов, разработана система пассивной теплозащиты корпуса ракеты, ее агрегатов и твердотопливного двигателя от высоких температур кинетического нагрева.
     Одновременно велась интенсивная разработка катапультного устройства, так как Р-33 стала первой ракетой класса «воздух-воздух», стартующей методом катапультирования из-под фюзеляжа самолета. Результатом усилий конструкторов стала очень удачная конструкция АКУ-410, применявшаяся впоследствии для нескольких модификаций ракет большой дальности.
     Испытания прошли успешно и в 1980 году комплекс МиГ-31 с Р-33 и АКУ-410 были приняты на вооружение. Ракета в составе комплекса способна перехватывать любые воздушные цели, в том числе сверхзвуковые, летящие на высотах до 28 км с высокой перегрузкой. Кроме этого Р-33 с успехом поражает крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах до 30 м. Система управления ракетой позволяет обеспечивать одновременную стрельбу четырьмя ракетами по четырем целям.
     В 1973 г. на вооружение ВВС поступили ракеты «воздух – воздух» средней дальности Р-23Р, Р-23Т и ближнего боя Р-60.
     Не останавливаясь на достигнутом, конструкторский коллектив предприятия в 1974 году приступил к созданию на базе Р-23 более совершенной ракеты Р-24. Наиболее заметным внешним отличием ракеты от ее предшественницы стало применение крыльев с обратной стреловидностью по задней кромке. Она была принята на вооружение в 1978 году и успешно применялась с самолетов МиГ-23МЛ в ходе вооруженного конфликта в Южном Ливане в 1982 году. Ракета Р-24 стала заметной вехой в истории отечественного ракетостроения.
     В 1974 году коллективу «Вымпела» было поручено разработать унифицированную ракету одновременно для двух истребителей - легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. В процессе работы над семейством ракет Р-27 конструкторы завода окончательно сформировали концепцию модульной конструкции ракеты с взаимозаменяемыми ГСН (тепловой и радиолокационной), сменными двигателями и единой центральной частью, содержащей боевое снаряжение, автопилот, рулевой блок и аппаратуру электропитания. Этот образец отличался от всех известных в мире ракет компактной модульной конструкцией и аэродинамической схемой.
     Летные испытания на истребителе МиГ-29 прошли успешно и завершились в 1987 году принятием на вооружение моделей Р-27Р и Р-27Т. Однако отработка модели Р-27Э (с более мощным двигателем) завершилась только в 1990 году из-за задержки создания Су-27. В том же году два варианта ракеты Р-27ЭР и Р-27ЭТ были принята на вооружение. Впоследствии были разработаны и испытаны экспортные варианты Р-27Р1 и Р-27Т1.
     На предприятии окончательно сформировалось отдельное направление, – разработка пусковых устройств, ставшее впоследствии одной из специализаций КБ, которое разрабатывает пусковые устройства и для ракет, выпущенных на других предприятиях.
     Машиностроительный завод «Вымпел» в этот период становится одним из ведущих предприятий отечественной оборонной отрасли в области проектирования ракетной техники и комплексов авиационного вооружения.
     За успешное выполнение правительственных заданий по созданию новых образцов авиационного вооружения и ракетной техники 11 октября 1974 года - в год своего 25-летия - предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Главному конструктору Андрею Ляпину присвоено звание Героя Социалистического Труда, большая группа работников предприятия награждена правительственными наградами.
     В 1978 году завершилась разработка комплекса бомбардировочного вооружения для сверхзвукового истребителя-бомбардировщика МиГ-25РБ.
     Кроме этого, коллектив КБ завода начал осваивать новое направление деятельности – доводку ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29, которой сначала занималось ОКБ «Молния» под руководством Матуса Бисновата. В 1980 году она принята на вооружение в двух модификациях: Х-29Л с полуактивной лазерной ГСН и Х-29Т с пассивной телевизионной ГСН. Х-29 входит в боекомплект истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков типа МиГ-27, Су-17, Су-25, а также многих самолётов иностранных ВВС.
     В 1981 году генеральным конструктором и руководителем предприятия стал Геннадий Александрович Соколовский. В это время начался процесс объединения завода «Вымпел» и научно-производственного объединения «Молния». На завод пришла первая группа специалистов НПО, занимавшаяся ракетами Р-73 и Х-29.
     Окончательное объединение произошло в 1982 году. «Вымпел» стал единственным в стране предприятием с мощным научно-конструкторским потенциалом, испытательной базой и опытным производством, которое наряду с разработкой обычного авиационного вооружения разрабатывало ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и ракеты для зенитных комплексов. В это время окончательно сформировался коллектив, который продолжил работы по созданию новых образцов ракетной техники и завершение разработок ряда ракет, которые были начаты на «Молнии».
     Первым проектом объединенного коллектива КБ стала ракета ближнего маневренного боя Р-73. Её особенность – аэрогазодинамическая система управления, обеспечивающая вывод ракеты на большие углы атаки. Р-73 выполнена по схеме «утка» и оснащена собственным автопилотом и малогабаритной тепловой ГСН повышенной чувствительности и помехозащищенности, обладающей широким полем зрения и высокой скоростью слежения за целью. Ракета поражает любые воздушные цели в диапазоне высот от 20 м до 20 км. Дальность стрельбы составляет от 300 м до 30 км. Экспортный вариант Р-73Э применяется практически на всех самолетах зарубежного производства. В настоящее время ракета Р-73, принятая на вооружение в 1983 году, является самым эффективным оружием ближнего боя и не имеет аналогов в мире.
     Одновременно в 1982 году началась разработка ракеты средней дальности с активной головкой самонаведения РВВ-АЕ, которая стала значительным достижением «Вымпела». Наиболее интересным решением в её компоновке является использование решетчатых рулей. За счет такой структуры реализуется бессрывное обтекание и эффективность атаки до углов порядка 400. У решётчатых рулей более благоприятные по сравнению с традиционными прочностные и аэроупругие характеристики. Это позволяет поражать цели, маневрирующие с перегрузкой 8 ед.
     Пуск ракеты обеспечивается с рельсовых (АПУ-170) и катапультных (АКУ-170) устройств, разработанных специалистами «Вымпела». По многим характеристикам РВВ-АЕ превосходит зарубежные аналоги и обеспечивает поражение целей на высотах от 20 м до 28 км. Дальность стрельбы составляет от 300 м до 100 км.
     Ракета эксплуатируется во многих странах мира в составе истребителей типа МиГ-29, Су-30, а также самолётов иностранного производства. Принята на вооружение в 1994 году.
     Развивая направление традиционных вооружений для авиации, в 1986 году коллектив предприятия создал комплекс бомбардировочного и минно-тралового вооружения (БВ и МТВ) для самолета-амфибии «Альбатрос».
     В 1988 году было освоено ещё одно направление – создание устройств постановки пассивных помех для самолётов фронтовой авиации. На вооружение принят первый образец УВ-26.
     К концу 80-х годов конструкторские работы стали основной специализацией предприятия и в 1989 году МЗ «Вымпел» получил название «Машиностроительное конструкторское бюро (МКБ) «Вымпел». В новом качестве коллектив принял участие в выставке «Ходынка-89», где впервые широкой публике были продемонстрированы ракеты Р-27, Р-73, Р-23, Р-24, Х-29. В 1990 году завершились государственные испытания ещё одного устройства постановки пассивных помех – УВ-3А для самолета МиГ-31.
     В 1992 году МКБ «Вымпел» переименовано в Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел (ГосМКБ «Вымпел»). Предприятие участвует в Международном аэрокосмическом салоне «Мосаэрошоу-1992», а затем и на Международном аэрокосмическом салоне в Англии «Фарнборо-1992».
     В период перестройки многие предприятия оборонного комплекса переживали трудные времена. Практически прекратились госзаказы, задерживалась оплата за уже выполненные конструкторские работы, была практически полностью разрушена стройная система экономических связей. В это время руководство МКБ приняло решение о расширении сферы деятельности с наиболее эффективным использованием имеющегося интеллектуального и производственного потенциала.
     Начался серийный выпуск и поставка на экспорт ракет РВВ-АЕ, а также разработка различных видов конверсионной продукции. Так, например, для испытания нового поколения ракет, а также для тренировки экипажей зенитных и авиационных комплексов в ОКБ путем доработки находящихся в эксплуатации ракет ЗМ9МЗ систем «Куб» создана ракета-мишень ЗМ20МЗ. Эта модель принята на вооружение в 1997 году.
     За несколько лет специалистами «Вымпела» разработано различное аэродромное оборудование, буровые установки, вспомогательное оборудование для спасателей и пожарных, электронные, осветительные и медицинское приборы.
     В 2001 году предприятие приступило к новому направлению в работе – опытно-конструкторские работы по интеграции ракет на самолеты иностранного производства. Интеграция ракеты Р-73Э на самолет ВВС ЮАР «Мираж F1» была показана на Московском авиационно-космическом салоне «МАКС-2001».
     Согласно Указу Президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года ФГУП «ГосМКБ «Вымпел» акционировано и как ОАО «ГосМКБ «Вымпел» стало полноправным членом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
     Сегодня АО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И. Торопова» – одно из ведущих КБ в России по разработке ракетного, стрелкового и бомбового авиационного вооружения, управляемых ракет для сухопутных и морских зенитных комплексов и мишеней на их базе, пусковых и катапультных устройств для авиационных управляемых ракет и другого авиационного оборудования.
     Авиационное вооружение разработки МКБ «Вымпел» применяется практически на всех всемирно известных боевых самолетах и вертолетах, которые эксплуатируется не только в России, но и во многих странах мира. Предприятием разработаны и введены в эксплуатацию свыше 200 образцов военной техники и их модификаций, создан научно-технический задел для создания новых перспективных образцов.
     Более 50 образцов продукции военного назначения, разработанных специалистами конструкторского бюро, эксплуатируются более чем в 30 странах мира.
     Коллектив конструкторского бюро продолжает заниматься разработкой перспективных образцов вооружения, их модификацией с целью улучшения боевых качеств и эксплуатационных характеристик. Продолжаются работы над экспортными образцами авиационного вооружения и освоение их за рубежом.